Наш форум!!!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Наш форум!!! » Kниги касающиеся истории » Ассирийская Церковь Востока


Ассирийская Церковь Востока

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Истоки
После периода блеска в царствование Ашшурба-
нипала (668-627 гг. до Р.Х.), достигнув зенита
своего благополучия, древняя Ассирийская им-
перия вступила в полосу поражений и вскоре, спустя лишь
немногим более десятилетия, рухнула под ударами вавилонян
и мидян. 612 г. до Р.Х. вошел в историю Древнего мира как
год падения Ассирийской империи. Халдейское владычество в
Месопотамии, пришедшее ей на смену, закончилось со взя-
тием Вавилона в 539 г. до Р.Х. персидским царем иром II,
который сделал Вавилонию провинцией Персидской империи.
В 323 г. славный древний город стал местом смерти Алек-
сандра Македонского, будучи избранным великим завоевате-
лем столицей Азии. При его наследниках, селевкидах, обшир-
ная империя стала дробиться и неумолимо сокращалась, усту-
пая свои территории новым возрастающим царствам. В сере-
дине III в. до Р.Х. парфяне во главе с Аршаком, правителем
северо-восточного Ирана (совр. Хорасан), воспользовавшись
слабостью селевкидов, основали собственное царство, которое
к концу II века до Р.Х. занимало Иран и часть Месопотамии,
где являлось постоянным противником римских войск.
На территории северо-западной Месопотамии, на сты-
ке двух империй – западной – Римской, с восточной провин-
цией « Сирией », и восточной – Парфянской, в конце II века до
Р.Х. возникло небольшое государство Осроена со столицей,
именуемой по-гречески ”Edessa Эдесса и по-сирийски ØHRVA
’ Урха|й. Основана Осроена была, вероятно, арабскими кочев-
никами орроями (осроями) и просуществовала с 132 г. до Р.Х.
oe
до 216 по Р.Х., когда она была завоевана римлянами и пре-
вращена в имперскую провинцию – Colonia Marcia
Edessenarum1. В период независимости это княжество включа-
ло в себя такие известные центры, как А7мид, Х4арра6н,
Реш‘айна6.
Такова была геополитическая ситуация, сложившаяся в
Междуречье, òIÊhN tiB Бе6т Нахре6йн, и вокруг него ко време-
ни евангельской проповеди. История появления здесь христи-
анства описывается различными преданиями, что вполне со-
гласуется с историческими данными о том, что его приход в
эти места осуществлялся разными путями.
Одним из устойчивых преданий является легенда об
Авгаре, правителе Эдессы, связанная также с именами апосто-
лов Фомы и Аддая (Фаддея)2. Доктор Вильям ьюртон, вы-
дающийся исследователь сирийской письменности, касаясь
послания, отправленного Иисусу Авгарем, выражал убежден-
ность в его подлинности. В предисловии к Festal Letters of
Athanasius он писал, что найденных им среди сирийских руко-
1 См.: CURETON, W., Ancient Syriac Documents Relative to the Earliest
Establishment of Christianity in Edessa and the Neighbouring Countries,
From the Year After Our Lord's Ascension to the Beginning of the 4-th
Century. – Amsterdam: Oriental Press, 1967, pp. 140-145; The history of
Edessa. // Voice from the East, Vol. 10, No. 1, Jan/March., 1991, pp. 11-
14; HINDO, Behnan, Mgr., Histoire de l’Église syriaque catholique
d’Antioche. // OEuvre d’Orient, n° 705 (avril 1997), p. 595; МЕЩЕРСАЯ,
Е., Апокрифические деяния апостолов. – М., 1997, С. 6, 115. Проис-
хождение ’У7рха6я окружено различными легендами. Так, Михаил
Сирийский и Бар ‘Эбра6йа6, вслед за Таргумами и Ефремом Сирином
утверждали, что ’У7рха6й был основан Нимродом и тождествен би-
блейскому Эреху. Считалось, что ок. 135 г. до Р.Х. он стал столицей
царства, основанного представителем рода Маккавеев. Эдессой этот
город стал называться со времени Александра Македонского.
2 См.: CURETON, W., op. cit.; Евсевий, Церковная история. н. I, 13,
кн. II, 1.
писей Британского Музея оригинальных арамейских докумен-
тов, на которые ссылался Евсевий3, а также ряда других фраг-
ментов « кажется, достаточно, чтобы установить раннее обра-
щение многих обитателей этого города, и среди них самого
царя, хотя его наследники впоследствии снова впадали в язы-
чество »4. Это мнение разделялось целым рядом видных уче-
ных5.
Осроена, расположенная в центре столкновения раз-
ных народностей и культурных миров, и принявшая, первой в
истории, христианство, стала очагом бурного развития новой
культуры. Но проповедь Евангелия, пришедшая в Эдессу из
Антиохии и утвердившаяся здесь благодаря апостолу Аддаю,
который олицетворял начавшееся движение, продолжала дви-
гаться дальше на восток. Основной фигурой, с именем кото-
рой ее связывают, является апостол Маó6рий, ученик Аддая.
Благодаря ему Церковь Востока приобрела известность как
Церковь Ма6р Ма6рия. Ее первое укоренение произошло к югу
от парфянской столицы тесифона, в месте, называемом по-
арамейски ô__(K4vK о6х*э|, « лачуги », то есть хижины работни-
ков Мардан-шаха, богатого землевладельца тесифона. Хотя
« Деяния Ма6рия »6 не могут быть использованы как надежный
исторический источник, одна зафиксированная в них геогра-
3 Евсевий, там же.
4 CURETON, op. cit., p.I, и NOTES, p.191.
5 В. Райт называет такие имена как « Baronius, Tillemont, Cave,
R. Mountague, bishop of Norwich, and Grabe ». См.: CURETON, W.,
op. cit, p. ii. Такого же мнения придерживался проф. В. В. БОЛОТОВ.
См. его Лекции по истории Древней Церкви. – СПб, 1907; репр.: М.,
1994, т. II, С. 254.
6 ABBELOOS, Acta S. Maris, 1885; DUVAL, R., La littérature syriaque. –
Paris, 1900, pp. 117 ff.
фическая перемена указывает на то, что Ма6рий мог приехать в
Селевкию-тесифон между 79 и 116 годами7.
Одной из особенностей сирийского христианства в
этот ранний период были его взаимоотношения с иудейской
диаспорой. Несомненно, что апостольская проповедь была
обращена в первую очередь ко многим разбросанным на Во-
стоке еврейским общинам, что сразу же породило двойствен-
ный характер дальнейших взаимоотношений. С одной сторо-
ны, очевидны многочисленные случаи принятия христианства
и влияние евреев-христиан на формирующийся тип новой
христианской культуры. Одним из примеров такого влияния
является Пешитта eui_wP – перевод Библии на сирийский
язык. Существует убеждение, что в основе перевода Ветхого
Завета лежит древняя часть, созданная в I-II вв. по Р.Х. С дру-
гой стороны, не менее очевидны неприятие евангельской про-
поведи синагогой и откровенное противостояние ей сирийцев-
христиан, которое прослеживается у многих сирийских авто-
ров8.
7 FIEY, J. M., Jalons pour une histoire de l’Église en Iraq. CSCO,
vol. 310, Subsidia t. 36. – Louvain, 1970, pp. 41-42; HINDO, Behnan,
Mgr., Histoire de l’Église syriaque catholique d’Antioche. // OEuvre
d’Orient, n° 706 (juin 1997), pp. 629-630. « Хроника Се‘ерта » и
« нига путешествия » М’а6рия употребляют название « о6х*е6
4т1есифо6на » ( Òvps_iuQD aK)(vK ), тогда как все другие историки
говорят о « о6х*е6’ Са6ли6к1а » ( é_ilSD aK)(vK т.е. Селевкии). Это раз-
личие в наименовании позволило Ж. М. Фие датировать основание
церкви Ма6р М’а6рия второй половиной I века, т. к. между 79 и 116 гг.
Тигр вышел из своего русла и затопил прилегающую долину, пере-
ориентировав таким образом охе по отношению к этим двум горо-
дам.
8 См., например, замечательную Песнь Ма|р Йа‘к1о|ва Учителя об
Эдессе, опубликованную д-ром В. ьюртоном: CURETON, W., Ibid.
(Brit. Mus.: Cod. Add. 17158, fol. 56).
История Нового Завета в сирийской традиции тоже
имеет особую страницу, связанную с именем Татиана Асси-
рийца. Родом из Х4дайава, он в поисках знаний предпринял
путешествие в Рим, где принял христианство и стал учеником
св. Иустина Философа. Обвиненный в уклонении от учения
Церкви, он принял решение возвратиться на родину. Вернув-
шись ок. 170 г. в Эдессу, Татиан создал согласованное еван-
гельское повествование, соединив четыре канонических Еван-
гелия. Греки назвали этот текст Диатессарон, то есть « через
четыре [Евангелия] » (tÕ di¦ tess£rwn eÙaggšlion), и это на-
звание было воспринято сирийцами – ÒVrsuID. Он читался
во многих сирийских церквах вплоть до V века, когда уси-
лиями епископов Феодорита иррского и Раввулы Эдесского
был заменен отдельными текстами четырех евангелистов9.
Парфянские цари, владыки Бе6т Нахре6йна в то время,
вопреки некоторым свидетельствам, скорее всего, были доста-
точно миролюбивы. Так, в Х4атре они представлены держа-
щими в руке не меч, а перо. Их не беспокоило появление но-
вой веры в их царстве, и они терпимо воспринимали многие
религии. Там же, в Х4атре, например, были найдены статуи
Геракла10.
В то время как в Римской Империи до 313 г. христиан-
ство переживало преследования, в Парфии Церковь могла
мирно развиваться.
Наше знание о существовании христианских общин в
начале III в. на востоке от Римской империи опирается на дей-
ствительно прочное свидетельство. Речь идет об одном отрыв-
ке из « ниги Законов стран » одного из учеников Бар Дейс{а6на,
9 См.: МЕЦГЕР, Брюс М., Текстология Нового Завета. – Москва: ББИ,
1996, СС. 67, 89-91;
/hI - dI OE1907 OE <iMRVa :93-i5I#4vSD (%Ti5xN4d1M (%Td3JD 93-;n4BàZ 4T4vn45Bt4k1MD 945B%4tK 10 FIEY, J. M., L’expansion de l’Église de Perse. // Istina (Paris), XL
1995, N° 1, p. 149.
где он говорит, что христиане присутствуют в Парфии,
Ги6ля6не, у6шане, Фарсе, Мидии и Х4атре11.
Бар Дейс{а6н – первый из сирийских писателей. Родился
он в 154 г. в Эдессе. Бар Дейс{а6н пытался внести элементы ме-
сопотамской языческой духовности в христианство, что было
отвергнуто Церковью. С миссионерскими намерениями он
отправился к армянским горцам, среди которых прожил, ве-
роятно, до своей смерти в 222 г. Он был
автором многих гимнов, но « нига Законов стран »
(EVÊTAD aSvm(ND aBtK та|ва| д-на|мо|се| д-атрава|та|), ко-
торая долго приписывалась ему, в действительности принад-
лежит его ученику Филиппу12.
Распад в первые десятилетия III века Парфянской им-
перии стал историческим переломом, обозначившим наступ-
ление нового периода в истории Церкви Востока, который
можно определить как Персидский.
Персидский период (224-651 гг.)
В 224-226 гг. к власти приходит персидская династия
сасанидов во главе с шахом Ардаширом I. В 286 г., под влия-
нием мобед мобедана (великого священника-мага) артира,
во время царствования Бахрама II (276-293), Персидская им-
перия принимает зороастризм как государственную религию,
что было следствием утверждения персидской идеологии.
Вместе с тем, есть свидетельство, хотя и сомнительной надеж-
ности, что Ардашир I и его везир Абарсам были поначалу
11 Bardaisan, Le livre des lois des pays. Texte syriaque publié avec un
avertissement et une analyse par F. Nau. – P., 1931.
12 РАЙТ, В., раткий очерк истории сирийской литературы. – СПб,
1902, СС. 21-22; ПИГУЛЕВСАЯ, Н. В., ультура сирийцев в средние
века. – Москва: Восточная литература, 1979, СС. 117-125.
склонны принять христианство13. Вскоре после принятия зо-
роастризма появляется новое серьезное историческое свиде-
тельство в виде надписания, выполненного артиром, в кото-
ром он хвастается, что подавил различные незороастрийские
религии, среди которых нас1а|ра| и кристийа|н14. Последние, как
предполагает проф. С. Брок, – христиане (по-сирийски
aniuSä(K крыст%йа|нэ6 ) с востока Римской империи (в основ-
ном Сирии), депортированные в большом числе Шапуром I
(Ša6hpu6r) вследствие его победоносных кампаний против ри-
млян15, тогда как нас1а|ра| – местные христианские общины,
сложившиеся в сасанидской империи. Термин a_IÊÿN на|с1ра|йе6
использовался для обозначения христиан сасанидскими влас-
тями в Актах мучеников – источнике обильных сведений по
истории Церкви Востока в персидский период.
Данные же о внутреннем положении дел в это время,
напротив, довольно скудные. Трудно сказать в какой мере на
него оказывали влияние результаты депортаций Шапура I16, но
выделение как ведущего престола епископской кафедры в
Селевкии-тесифоне (ставшем зимней столицей сасанидов)
13 См.: БОЛОТОВ, В. В., Из истории Церкви Сиро-Персидской. //
Христ. Чт., 1900, т. I, С. 74-75.
14 BROCK, S., The Church of the East in the Sasanian Empire up to the
Sixth Century and its Absence from the Councils in the Roman Empire. //
Syriac Dialogue. First Non-Official Consultation on Dialogue within the
Syriac Tradition. – Vienna: Pro Oriente, 1994, p. 71.
15 Ibid. Присутствие этих депортированных общин, вероятно, помог-
ло распространению христианства в сасанидской империи, хотя, по-
видимому, они не растворились в местном христианском населении
вплоть до V в. Известно о существовании, еще в первых декадах
этого века, отделенных Церквей, где греческий язык был сохранен
как литургический, и отделенных иерархий.
16 Так, в 257 г. в Бе6т Ла6па6т1 (Гонди-Шапур) вместе со своей паствой
был переселен антиохийский епископ Димитрианос, основавший там
новую епархию. См.: FIEY, J. M., op. cit., p. 149.
было, очевидно, окружено конфликтами17. Данные, которые
сообщают источники (часто противоречивые) об оппозиции
Ма6р Па6пе ( ap5P5 ), епископу Селевкие-тесифонскому (317-
329) предполагают, что прежде многие епископы (особенно
епископы Фарса, восточной епархии) имели существование
более или менее независимое. Отголоски этого конфликта
можно проследить в XIV Доказательстве Йа‘к1о6ва
« персидского мудреца », известного также под именем Афраа-
та (aiSrP a_mikX ÃHrPA А7пра|ха|т4 х1акки|ма| парса|йа|)18. Он
был, вероятно, епископом в монастыре Ма6р Матта6й близ Мо-
сула19.
Доказательство ( eIvXT Тах1ви|та| 20) XXI Афраата
свидетельствует о наиболее трагичном событии в истории
Церкви при династии сасанидов – гонениях, воздвигнутых
Шапуром II. Начались они, вероятно, в 344 г.21 и продолжа-
лись с некоторыми перерывами до смерти шаха в 379-м.
Афраат, писавший вскоре после гонений, сравнивает их с го-
нениями Диоклетиана в Римской империи.
17 YACOUB, J., Babylone chrétienne. Géopolitique de l’Église de
Mésopotamie. – P., 1996, p. 141.
18 Если не принимать во внимание Бар Дейс{а6на, Афраат, Доказа-
тельства которого более или менее точно датируются 336-337 гг. (IX),
343-344 (XII-XXII), и августом 345 г. (XXIII), является первым
великим автором восточно-сирийской христианской традиции. Его
писания поэтому являются источником наибольшей важности. См.:
ПИГУЛЕВСАЯ, Н. В., ультура сирийцев в средние века, СС. 125-
130; ФЛОРОВСИЙ, Г. В., Восточные отцы IV века. – Париж, 1931
(репр. : М., 1992), СС. 224-227.
19 РАЙТ, В., раткий очерк…, С. 24.
20 От AvX ( ØvX ) – « показывать », « выявлять ». Иногда переводят
как Демонстрация.
21 ПИГУЛЕВСАЯ, Н. В., Шапур II и советник Гухиштазад. // Ближ-
ний и Средний Восток (История, культура, источниковедение). Сб.
ст. в честь И. П. Петрушевского. – М.: Наука, 1968, СС. 98-101.
Преследования Шапура II были первыми гонениями
большого размаха среди христиан сасанидской империи. До
них известны лишь несколько отдельных случаев при Бахра-
ме II22. Необходимо иметь ввиду чтó стояло за этими пресле-
дованиями: вспышка вражды между сасанидской и Римской
империями и почти одновременное принятие римским импе-
ратором онстантином христианства23. Более того, незадолго
до смерти в 337 г., онстантин написал Шапуру письмо, где,
нарочито пренебрегая тактом (по крайней мере, в форме, пе-
реданной Евсевием), призывал его покровительствовать своим
христианским подданным и благодаря этому испытать на себе
благоволение Бога.
По возбуждению, с которым Афраат говорит о роли
римского христианского императора в этих событиях, нетруд-
но понять, что Шапур имел достаточно поводов сомневаться в
лояльности некоторых из своих христианских подданных24.
Среди мучеников были католикосы Селевкии-
тесифона и так называемых царских городов ( ô89---Z6vx5M
Ма|х1о|зэ|, которые арабы назовут òYadÁa ал-Мада|’ин, « горо-да »,
в 35 км. к югу от современного Багдада25 ), а также епископы и
верные, жившие в регионе, занимаемом сейчас Ираном, вплоть
22 BROCK, S., Christians in the Sasanian Empire: A Case of Divided
Loyalties. // BROCK, S., Syriac Perspectives on Late Antiquity. – L., 1984,
ch. IX.
23 Ассемани приводит примечательную деталь, что Шапур II был
крайне раздосадован, узнав, что онстантинопольский император
принял его роскошно украшенное письмо и драгоценные подарки с
меньшим почтением, чем какую-то записку тесифонского архиепи-
скопа. См.: Assemanus, Bibliotheca orientalis, III, 2 – Romae, 1728,
p. 42.
24 BROCK, S., op. cit., ch. VI.
25 Там, после изменения течения Тигра, в 230 г., Ардашир I основал
новый город Вех-Ардашир, к югу от тесифона, в стенах которого
находилась церковь Ма6р Ма6рия.
до провинции Гилян, у южных берегов аспийского моря.
Особое место в памяти об этих гонениях занимает свидетель-
ство о мученичестве католикоса Ма6р Шим‘у6на Бар С4абба6‘е6
(преемнике Ма6р Па6пы) и его сестры Тарбо626.
Подозрительность большинства сасанидских правите-
лей в отношении лояльности христиан, очевидно, продолжала
играть роль в преследованиях, значительно более коротких,
при Йаздгарде I и Бахраме V в начале 420-х годов
(примечательно, что снова в эпоху вражды, возобновившейся
между двумя империями). Позже, проявления такой подозри-
тельности встречаются все реже. Причинами тому были, с
одной стороны, значительно возросшее число христиан-
персов, обращенных из зороастризма, и, одновременно, посте-
пенная утрата обособленности греческими общинами, пересе-
ленцами с запада, и с другой – то, что богословское и, прежде
всего, каноническое самоопределение Церкви Востока все
дальше шло « своим путем », что удаляло ее от Церкви Рим-
ской империи. Определенные христианские авторы сасанид-
ской империи справедливо рассматривали такое положение
как благо для отношений между Церковью и государством в
своей стране.
После гонений Йаздгарда II в 440-е годы, в свиде-
тельствах о мучениках уже почти всегда речь идет о предста-
вителях знати, обращенных из зороастризма и тем навлекших
на себя ярость своих семей и зороастрийского клира27.
26 Martyrium beati Simeonis bar Sabba‘e. – « Patrologia syriaca », vol. 2,
Parisiis, 1907; WIESSNER, G., Zur Martyrer Überlieferung aus der
Christenverfolgung Schapurs II. – Göttingen, 1967; ПИГУЛЕВ-
САЯ, Н. В., Сирийский текст и греческий перевод мартирия Тарбо.
// ПИГУЛЕВСАЯ, Н. В., Ближний Восток. Византия. Славяне.– Л.,
1976.
27 BROCK, S., The Church of the East in the Sasanian Empire…, p. 73.
огда Церковь, после долгих преследований Шапура
II, обрела мир, в персидской столице, « новой Селевкии », Вех-
Ардашире, стали созываться соборы 410, 420, 424 годов. Спи-
сок епископов, участвовавших в них, доказывает существова-
ние вокруг католикоса шести провинций. Первая – провинция
митрополита Гонди-Шапура (Бе6т Ла6па6т1а) в Х4у6зиста6не, летней
столицы сасанидов. Затем – провинция митрополита
Нис{и6ви6на, нынешнего Нусайбина, на турецко-сирийской гра-
нице, во власти которого находилось несколько епархий, ле-
жащих к северу, где сирийское население смешивалось с ар-
мянским28. Затем – Пра6т дМайша6н, позже Бас{ра
( ÊrcbLa , A%Rÿ5B ), находящаяся сейчас на юге Ирака. Потом –
Х4дайав, вокруг Арбила с подчиненными ему на севере епар-
хиями, лежащими в курдских горах, в окрестностях Большо-
го Заба ( ô5BcR ô5)B5Z ). Затем – Бе6т Гармай, провинция Гармайи
( êqMarga ал-Джара|мик1а – народность, говорящая на одном из
арамейских языков) с центром в арх*а6 дБе6т Сло6х*, современ-
ном иркуке. И, наконец, Фарс, простиравшийся на север до
окрестностей нынешнего Тегерана, и на юг, вдоль двух бере-
гов, персидского и арабского, Персидского залива29.
Хотя гонения со стороны шахов представляют собой
явление чрезвычайной значимости для жизни Церкви и ис-
ключительно достоверно отраженное в документах, оно все же
не единственно характерное для времени персидского влады-
чества. Бурное развитие новой христианской культуры
(начавшееся, как указывалось, в Осроене), основанной на
древней арамейской, и вобравшей в себя культурные достиже-
28 Связь сирийцев с Арменией на протяжении истории была самой
тесной. Моисей Хоренский (Мовсес Хоренаци) в своей книге Исто-
рия Армении (V в.) прослеживает ее с древнейших времен. См.:
Moïse de Khorène. Histoire d'Arménie. // CURETON, W., op. cit., pp. 125-
139; Мовсес Хоренаци, История Армении. – М., 1858.
29 FIEY, J. M., L’expansion…, p. 150.
ния многих этнических групп, продолжалось и дало рождение
знаменитой сирийской школе. О школах, как замечает
Н. В. Пигулевская, упоминают очень многие источники:
« жития иерархов, истории монастырей, биографии, хроники,
местные истории, такие сочинения, как рассказы Фомы Марг-
ского и « нига целомудрия » Ишоденаха »30. Это была сеть, с
центрами в разных городах (особенно Селевкии-тесифоне), с
училищами при монастырях и церквах, особая забота о кото-
рых всегда была и по сей день остается отличительной осо-
бенностью Церкви Востока.
Получение образования в этих школах состояло в основ-
ном в чтении, изъяснении и толковании Священного Писания.
При этом тщательно разбиралось произношение, фиксирова-
лись разночтения. В толковании Писания для восточно-
сирийской традиции характерны историчность и конкретная
образность. Такой подход сочетался с богатой устной тради-
цией31.
Отметим, что библейское богословие сирийцев и диалек-
тическое « умозрение » Аристотеля, которого изучали врачи,
практически не пересекались. Устав одной из Школ даже спе-
циально оговаривает необходимость такого отделения
« священного » от « мирского ». « Философию » заменяла гим-
нография с обилием в ней замечательных поэтических обра-
зов.
первой четверти IV в. восходят свидетельства о
Школе в Нис{и6ви6не ( òibIÿN ), возникновение которой связано с
именами епископа Ма6р Йа‘к1о6ва и его ученика Ефрема Сирина
(Ма6р ’Апре6м Су6ра6йа6). Предание рассказывает, что Ефрем был
привлечен своим епископом к занятиям в Школе благодаря
30 ПИГУЛЕВСАЯ, Н., История Нисибийской Академии. // ПС, вып.
17/80, Л., 1967, С. 90-109.
31 MACINA, R., L'homme à l'école de Dieu. D'Antioche à Nisibe. //
Proche-Orient Chrétien, tt. XXXII (1982) – XXXIII (1983).

0

2

своему таланту толкования Священного Писания32. Его толко-
вания, проповеди, гимны переводились на многие языки, в
т. ч. греческий, армянский, коптский, эфиопский, арабский,
латинский.
363 г., приходящийся на царствование Шапура II, –
поворотный для жизни Ефрема Сирина и истории Нисивин-
ской Школы. В результате мирных соглашений, заключенных
после смерти императора Юлиана (во время его кампании на
юге Месопотамии), Нисивин был уступлен Римской империей
сасанидам. Хотя, в соответствии с положениями договора,
христианское население должно было быть эвакуировано и
расселено в Римской империи (Ефрем ушел в Амид и затем
поселился в Эдессе), Нисивин, как указывалось, скоро стал
важной епархией Церкви Востока, что отразится в будущем на
судьбе его Академии. С переходом Ефрема в Эдессу, этот го-
род становится центром сирийской образованности. Там учи-
лись Нарсай, выдающийся гимнотворец, прозванный « Арфой
Святого Духа », Бар-С4авма6, будущий епископ Нисивина,
Ма‘на6, в будущем епископ Рев-’Арда6ши6ра, переводивший
сочинения Феодора Мопсуестского на сирийский язык и мно-
гие сирийские книги на язык персов (пехлеви).
В 373 г. Ма6р ’Апре6м умирает, но вдохновленная им
Школа продолжает процветать. В V в. она приобретает такую
известность, что « ученики « стекались в нее со всех сторон » и
молва о ее учителях доходила не только до Антиохии, но и до
Византийской столицы »33. Ее стали называть Школой пер-
сов34.
32 Barh1adbšabba ‘Arabaya, évêque de H4alwan, Cause de la fondation des
écoles. PO IV, 4, Paris, 1908, p. 377.
33 ПИГУЛЕВСАЯ, Н. В., Сирийская культура Средних веков и ее ис-
торическое значение. // ПИГУЛЕВСАЯ, Н. В., Ближний Восток. Ви-
зантия. Славяне.– Л., 1976, С. 168-186.
34 NAU, F., Édesse (École de). // DTC, vol. IV, cc. 2102-2103.
Находясь прямо на границе Римской и Персидской
империй, Школы Нисивина и Эдессы стали центрами бого-
словского обмена и полемики « Востока и Запада », в которой
проявлялись по-разному складывающиеся позиции двух
Церквей. Для Церкви Востока эти Школы были тем каналом,
по которому в ее среду проникало эллинистическое влияние,
тогда как в Церкви Византийской империи они все больше
воспринимались как очаг « чуждого » учения. В 489 г. указом
императора Зенона Школа персов была закрыта.
Прежде, чем продолжать прослеживать историю зна-
менитой Академии, необходимо на некоторое время вернуться
к соборам Церкви Востока, которые стали собираться в начале
V в. Помимо мученических актов, еще одним важнейшим ис-
точником для изучения истории Церкви Востока в сасанид-
ской империи является сборник соборных документов, покры-
вающих период от 410 по 775 гг., больше известный как
Synodicon orientale35 или по своему сирийскому названию
ÛVDhNvS Су|нха6до|с.
Собор 410 г. был созван самим шаханшахом, Йаздгар-
дом I-м, но инициатива исходила не от епископа Селевкии-
тесифона (’И7сх1а6к1а), а от представителя византийского по-
сольства мира между двумя империями36 Ма6ру6т)ы, епископа
Ми6парк1ат1а (Мартирополиса)37, который также привез с собой
письмо, адресованное ему « западными » епископами: Порфи-
рием Антиохийским, Ак1ак1ом Алеппским, Пк1и6д)ой ( Ad47_i4_qP )
Эдесским, Евсевием Теллским и Акаком Амидским.
35 CHABOT, J. B., Synodicon Orientale ou recueil des synodes nestoriens.
– P., 1902.
36 От имени императора Феодосия II.
37 В 420 г. он составил сборник деяний мучеников, а также сочинил
ряд антифонов и гимнов в их честь. См.: Assemanus, op. cit., III, 1,
pp. 73-74; Его же, Acta martyrum et sanctorum, II. – Romae, 1748.
Пока Церковь Востока переживала гонения, в « стране
Римлян » были собраны уже два собора всей « экумены » –
Никейский, в 325 г., и онстантинопольский, в 381, а также
некоторые поместные – Гангрский, Антиохийский, Лаодикий-
ский. Это важный момент: в церковном контексте термин эку-
мена (o„koumšnh) относился к Римской империи, и следует
иметь ввиду, что на « вселенские » (o„koumenikšj) соборы, о
которых говорят греко-римские источники, собирались епи-
скопы областей, входящих в Римскую империю. Созывались
эти соборы императором, власть которого за пределы импе-
рии, естественно, не распространялась38.
Письмо, привезенное Марутой, вместе со сделанным
им переводом постановлений Никейского собора и его крат-
кой историей, было предварительно показано шаху и затем
прочитано сорока собравшимся епископам. Оно призывало к
проведению трех реформ:
1) аждая епархия должна была иметь только одного
епископа, рукоположенного тремя другими и иметь письмен-
ное подтверждение епископа Селевкие-тесифонского
(названного митрополитом и главой епископов). Этот пункт
был, очевидно, направлен на то, чтобы покончить с двойной
иерархией в некоторых городах, где один епископ представлял
« плен », т. е. депортированные группы, а другой коренное
христианское население; 2) Следовало установить единообра-
зие в календаре, особенно в том, что касалось даты Пасхи;
3) Должны были быть приняты Символ и каноны Никейского
собора.
Все три пункта были одобрены собором39.
38 Ср.: Лк. 2: 1; см тж.: BROCK, S. P., The ‘Nestorian’ Church: A
Lamentable Misnomer. // (ed.) K. Parry and J. F. Coakley, The Church of
the East, Life and Thought. // Bulletin of the John Rylands Library 78
(1996), p. 25.
39 BROCK, S., The Church of the East in the Sasanian Empire…, p. 74.
Следующий собор был созван при Йавала6хе I (снова по
инициативе « западного » епископа, служившего послом –
Акака Амидского), в 420 г., незадолго до краткого периода
преследований, который совпал со вспышкой вражды между
империями. На нем лишь снова были одобрены каноны
« западных » соборов40.
Основным результатом собора 424 г. было подтверж-
дение независимости престола Селевкии-тесифона по отно-
шению к « западным » епископам. Хотя со вмешательством
« Запада » в дела Церкви Востока было отныне покончено, его
влияние скоро дало себя почувствовать со стороны знамени-
тых Школ. В своем трактате « Причина основания школ » Бар-
х1ад)бшабба6 ‘А7ра6ба6йа6, именуемый епископом Х4алва6на41, цент-
ральное место отводит Феодору42 Мопсуестскому. Продолжа-
тель Антиохийской традиции, « великий экзегет », приобрел в
Эдессе безусловный авторитет. Под влиянием его писаний,
переведенных на сирийский язык под руководством главы
Школы Ма6р 4и6о6ры43, с 420-х годов (и особенно в 430-х) хрис-
тология в этих кругах стала развиваться в сторону принятия
чисто диофизитского характера. В ней делался особый акцент
на совершенстве как Божественной, так и человеческой при-
род во Христе. Распространялись писания Феодора вместе со
славой Школы. Расхождение во взглядах с « Западом », однако,
произошло не сразу, и Равву6ла6, епископ Эдессы (412-435),
олицетворявший оппозицию, мог продолжать преподавать
40 Никейского (еще раз!), Анкирского, Неокесарийского, Гангрского,
Антиохийского и Лаодикийского. « Если читать между строк, – за-
мечает проф. С. Брок, – ясно, что реформы собора 410 г. были не
особенно эффективными ». См.: Ibid.
41 Так он подписался под актами собора 605 г. при католикосе Гри-
гории I. См.: CHABOT, J. B., Synodicon Orientale, p. 479.
42 ÛVRVDVÅ или û)IR6VD%A8T.
43 Barh1adbšabba ‘Arabaya, op. cit., p. 382-383.
наряду с Ивой ( ôbIH Хи|ва| ), горячим сторонником
« блаженного толкователя »44. Ива впоследствии станет преем-
ником Раввулы на эдесской кафедре.  числу учеников Ивы и
его приверженцев принадлежал Бар-С4авма6, перс по проис-
хождению, выдающийся представитель сирийской образован-
ности. Благодаря своей неуживчивой натуре, он снискал славу
диссидента, но его дружеские отношения с шахом Перозом
(457-484) позволили ему стать епископом Нисивина и одно-
временно получить влиятельную светскую должность главы
персидских пограничных войск45. Он убедил Пероза, что дио-
физиты в бóльшей мере заслуживают его доверия46, и прила-
гал немало усилий для утверждения этой доктрины в Иране.
Сам продвинувшийся благодаря « Школе персов », он уделял
образованию самое пристальное внимание. Поэтому, когда
после смерти Ивы в Эдессе (457) противники диофизитства
стали брать верх47, он ушел оттуда, чтобы организовать Ака-
демию в Нисивине. Именно туда перешло значительное число
преподавателей и учеников, когда епископ Нонн удалил их из
эдесской Школы48. После ее окончательного закрытия в 489 г.
Нарсай, глава Школы, с основным составом учителей и сту-
дентов были приняты в Академии Нисивина, которая с этого
момента начинает переживать новый расцвет.
44 Есть основания думать, что в последующем переходе Раввулы на
сторону ирилла сыграла не последнюю роль личная обида. См.:
БОЛОТОВ, В. В., Лекции…, т. IV, С. 233; ПИГУЛЕВСАЯ, Н., История
Нисибийской Академии, С. 95. Во всяком случае, его деятельность
после этого перехода характеризуется явным ожесточением. См.:
РАЙТ, В., раткий очерк…, С. 34.
45 ПИГУЛЕВСАЯ, Н., История Нисибийской Академии, С. 99.
46 MACOMBER, W. F., The Christology of the Synod of Seleucia-
Ctesiphon, A.D. 486. // OCP, Vol. XXIV (I-II), 1958, p. 147.
47 LABOURT, J., Le christianisme dans l’empire perse. – P., 1904,
pp. 130-152.
48 MACOMBER, W. F., op. cit., pp. 143-144.
Устав Нисивинской Академии, так называемые
« статуты », представляют собой памятник выдающейся цен-
ности49.
Нарсая на посту главы Школы сменил ’Ели6ша‘
(Елисей) ‘А7ра6ба6йа6 Бар-4о6зба6йе6, а спустя семь лет ректором
стал племянник Нарсая Ма6р Авраам (527-569)50. С именем
последнего связан период особого процветание Школы, рас-
ширением и благоустройством которой он занимался. Он был
автором известного гимна, присоединяемого обычно к восточ-
но-сирийским рукописям Псалтири, а также ряда библейских
толкований51. « Дела его более ясны и светлы, чем лучи солн-
ца » – писал о нем Бар-хадбшабба Арабайа52. После него, в
течение двух лет Шко-лу возглавлял И7шо6‘йав, впоследствии
епископ Арзу6на, а затем католикос (581-596).
Учительствовал в Школе и составитель первой сирий-
ской грамматики Йо6сиф Х4у6за6йа6 (Хузистанский). Ему припи-
сывают закрепление правил восточно-сирийского произноше-
ния.
В 572 г. ректором стал Хнана Адиабенский
( aiB4ÚhIdX ô_n5_n5X Х4на|на| Х4дайава|йа| ), в судьбе которого
снова проявилась непоколебимая преданность Школы насле-
дию Феодора Мопсуестского. Хнана пытался заменить приня-
тые толкования « блаженного толкователя » своими собствен-
49 VÖÖBUS, Arthur, ed., The statutes of the school of Nisibis. Ed., transl.
and furnished with a commentary by Arthur Vööbus. – Stockholm,
ETSE, 1961. Его же, The History of the School of Nisibis. CSCO
Vol.266, Subsidia t. 26. – Louvain, 1965; GUIDI, I., Gli Statuti della
scuola di Nisibi, ed. I. Guidi. // Giornale della Societa Asiatica Italiana,
v. 4, Roma, 1890; CHABOT, J. B., L’École de Nisibe, son Histoire, ses
Statuts. // JA, série IX, t. 8 (1896), pp. 43-93; ПИГУЛЕВСАЯ, Н., цит.
соч..
50 Barh1adbšabba ‘Arabaya, op. cit., p. 387.
51 РАЙТ, В., раткий очерк…, С. 79.
52 Ibid., p. 389.
ными, выдвигая в качестве альтернативного авторитета би-
блейские комментарии Иоанна Златоуста. Впрочем, помимо
этого, ему также вменяли в вину склонность ко взглядам Ори-
гена. Одним из основных его оппонентов был Ма6р Баввай
Рабба6 (Великий)53, еще одна ключевая фигура в истории во-
сточно-сирийского монашества и образования. Впоследствии
его труды займут центральное место в богословии Церкви
Востока. Характерные для его ниги Единства (Мы’мре| ‘ал
ала|ху|та| в‘ал’на|шу|та| в‘ал парс1о|па| да-х1да|йу|та|) формулы по-
являются уже в отчете о дискуссии, огранизованной в 562 г.
Юстинианом54. В 609-628 гг., когда шах Хосрой II, подпав под
влияние своего врача, Гаври6’ила Сингарского, стал противо-
действоать избранию нового католикоса Церкви Востока55,
Ма6р Баввай Рабба6 являлся фактически ее главой. Под его ру-
ководством были построены и восстановлены многие школы,
делались переводы, создавались новые сочинения, был пред-
принят ряд миссионерских инициатив56.
Хотя в VII-VIII вв. Нисивинская Академия продолжала
свою деятельность, начало упадка уже давало себя ощущать.
Причинами его явилось как арабское завоевание и столкнове-
ния с персами, так и тот факт, что в результате подъема мона-
шества в таких центрах, как монастырь на горе ’И7зла6
(несколько северо-восточнее Нисивина), переживаемого бла-
годаря деятельности в середине VI в. Ма6р Авраама из ашкара
53 VÖÖBUS, Arthur, ed., The History of the School of Nisibis. ch. VIII.
54 GUILLAUMONT, A., Justinien et l’église de Perse. // Dumbarton Oaks
Papers 23-24 (1969/70), 39-66. Церковная политика Юстиниана вы-
ражалась не только в прямых дискуссиях с Церковью Востока. Сре-
ди наиболее наиболее важных из ее последствий – осуждение на V
соборе (553) писаний Феодора.
55 См.: S. J. BRILL’s First Encyclopaedia of Islam, 1913-1936. Article
NESTORIANS, Vol. VI. – Leiden, N.Y., København, Köln, 1987, p. 903.
56 MALECH, G. D., History of the Syrian Nation and the Old Evangelical-
Apostolic Church of the East. – Minneapolis, 1910, p. 242.
(совр. ãSaV Ва|сит4), ведущая роль в формировании богосло-
вия перешла к монастырям, что влекло за собой уменьшение
влияния Нисивинской Школы57.
Одним из известных монахов из монастыря на горе
’И7зла6 был Мши6х1а6-Зх*а6. В результате конфликта с Ма6р Бавваем,
бывшем тогда настоятелем Излинского монастыря, он ушел в
Дасенский округ, где основал свой монастырь. Там он соста-
вил Историю Церкви, состоящую в основном из биографий
епископов (до VI века)58.
Несмотря на продолжающиеся периодические обост-
рения отношений между двумя империями, вплоть до откры-
той войны, VI в. характерен отсутствием со стороны сасанид-
ской власти серьезных сомнений в лояльности своих христи-
анских подданных59 и отмечен даже доверием, испытываемым
шахами к католикосам Церкви Востока60.
освенным следствием преследований Византией про-
тивников собора, созванного в Халкидоне было то, что в саса-
нидскую империю из соображений безопасности перешли
многие западные сирийцы. Увеличению их числа способство-
вали и военные кампании Хосроя I (531-578/9), одним из ре-
зультатов которых были переселения на Восток множества
пленных. Активность западных сирийцев на Востоке была
достаточно высока. Достаточно упомянуть Йакова Барадея
57 BROCK, S., op. cit., p. 77.
58 MINGANA, A., Sources Syriaques, vol. I. – Leipzig, 1908.
59 Примечательно, что собор 576 г. предписывает, чтобы молитвы за
Хосроя I всегда включались в литургию. См.: BROCK, S., op. cit.,
p. 76.
60 Так, И7шо6‘йав I был отправлен послом в онстантинополь в 587 г.
Подобное посольство должен был возглавить и И7шо6‘йав II в 630 г.
Богословское согласие было тогда почти достигнуто, и потерпело
неудачу лишь по причине, что показательно, внезапного изменения
течения политических событий. СМ.: BROCK, S., Ibid.
( øJaDrbLa , aJDrB ), « епископа Эдессы », и его сотрудника
Феодора, деятельность которых приходилась на вторую поло-
вину VI в.61 640 годом датируется появление мафрианата –
митрополии западно-сирийской Церкви на Востоке62. Благода-
ря западно-сирийским монахам, в районе нынешнего северно-
го Ирака возникли многочисленные монастыри63. Богослов-
ские сочинения отныне необходимо рассматривать с учетом
этого сосуществования.
Начало VII в. для сасанидской империи – период не-
стабильности и начала распада. Йаздгард III (632-651) – по-
следний в списке персидских шахов. Но прежде, чем перейти к
рассмотрению положения Церкви Востока при арабском вла-
дычестве, необходимо уделить некоторое внимание миссии
этой Церкви на Восток, начавшейся в рассмотренный выше
ранний период.
61 DUPUY, B., L’Église syrienne d’Antioche des origines à aujourd’hui. //
Istina (Paris), 1990, pp. 171 ff.
62 WIGRAM, W., A. History of the Assyrian Church. – L., 1910, pp. 240-
243. Западно-сирийские епархии на территории восточно-сирийской
Церкви находились на северо-западе современного Ирака, в окрест-
ностях Такри6та, территории, которая в 628-629 гг. была оккупирова-
на Ираклием. Первым мафрианом считается Марута, « митрополит
Такритский ». До возникновения мафрианата западные сирийцы,
хотя и имели своих епископов, подчинялись католикосу Церкви
Востока и служили восточно-сирийскую литургию. См.: FIEY, J. M.,
op. cit., p. 151; Mar BAWAI SORO, Is the Theology of the Church of the
East Nestorian? // Syriac Dialogue. First Non-Official Consultation on
Dialogue within the Syriac Tradition. – Vienna, 1994, p. 121; РЫМ-
СИЙ, А., Семитские языки и народы. Часть II. // Труды по востоко-
ведению, [вып. V, № 2], Изд. 2-е, доп., М., 1910, С. 193.
63 FIEY, J. M., Assyrie Chrétienne. Contribution à l'étude de l'histoire et
de la géographie ecclésiastique et monastique du nord de l'Iraq. Vol. 1-2.
– Beyrouth, 1965.

0

3

Здесь представленны хорошие ссылки, может кому пригодятся...

0

4

Здесь представленны хорошие ссылки, может кому пригодятся...

Где ? :huh:
Если те, что в тексте, думаешь, они по ним пойдут? :(

Отредактировано Orlangur Velikiy (2007-05-06 17:45:40)

0

5

Пусть сходят в библиотеку помогает!! :P

0

6

А церковь сирийская или ассирийская?

0

7

Ассирийская Церковь Востока... так она официально называется...

0


Вы здесь » Наш форум!!! » Kниги касающиеся истории » Ассирийская Церковь Востока